Якутский танец в детском саду

Якутский танец в детском саду

ЛИЛИЯ ИВАНОВА
Программа по обучению якутским танцам (детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет)

Хореограф МБДОУ детский сад № 95 «Зоренька» Иванова Лилия Ефимовна

Хореография — это один из воспитывающих резервов искусства и значительная возможность приобщения детей к богатству танцевального творчества. Это формирование интеллектуальных способностей и нравственных качеств детей с учетом этнопсихологических особенностей познавательных процессов и традиций народной педагогики, приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа. В целях реализации данного положения необходимо в педагогической практике смелее использовать воспитывающие резервы искусства: хореографию, музыку на национальной основе – это значительная возможность для приобщения детей к богатству танцевального и музыкального творчества.

Основная цель обучения

Не профессиональная подготовка, а эстетическое воспитание средствами танца.

Развитие танцевальных навыков, музыкально-ритмического воспитания.

Дать детям общее представление о танцевальном искусстве, а также развить общую пластическую культуру тела.

Критерии результативности обучения

После окончания обучения по хореографии ребенок должен уметь:

Хорошо знать позиции рук и ног с I по III и с I по VI. Свободно двигаться в пространстве, знать ориентировку в зале. Четко выполнять танцевальные движения в сопровождении музыки. Уметь закрепить себе все движения поставленного танца. Уметь слушать музыку.

Хорошо знать все позиции рук и ног с I по III и с I по VI. Свободно двигаться в пространстве, знать ориентировку в зале. Четко, эмоционально выполнять движения танца. Двигаться ритмично. Уметь закрепить себе все движения поставленного танца. Уметь слушать музыку.

Распределение практических занятий по возрастным особенностям

1 год обучения: Старшая группа (с 5-6 лет)

Выразительные движения, передающую характерные особенность птиц, зверей, животных Движения, подражающие труд Танцевальные

движения Танцы

Езда верхом на коне. «Сбор ягод» «Поймай «Т анец с

Шаги гусиные. «Подкрадывание к «Приготовление» «Танец с

Шаги утиные. дичу» кумыса» «Дети аласа»

Прыжки зайца. «Стрельба по «Проба «Якутский

дичу» кумыса» народный»

Полет орла. «Поглаживание «Окропление

«Работа с полупальцах»

Подготовительная группа (с 6-7 лет)

Выразительные движения, Движения, Танцевальные Танцы

передающие характерную подражающие движения

особенность птиц, зверей, труд

Бой петухов «Сенокос» «Поклоны» «Северный»

Шаг быка «Шитье» «Кружания» «Приветственный»

Бодание быков «Работа с «Удары с «Стерхи»

Езда верхом на быке молотком» Противополож- «Посвящения в

Езда на лошади ными ногами» воины» «Осуохай»

«Приседания» «Якутский

«Удары по народный»

1. Тренировочные упражнения

Разучивание упражнений предусматривается на середине:

— основное положение (основная стойка);

— положение рук (умению принимать исходное положение рук помогает правильное исполнение всех движений плечевого пояса);

— исходное положение ног;

— положение сидя со скрещенными ногами;

— движение головы (повороты направо, налево; поклоны вверх-вниз; вправо-влево с различной амплитудой); круговые движения, начиная направо или налево.

Упражнение для кистей рук:

а) сгибание кистей вниз и вверх;

б) отведение кистей вправо и влево;

в) кружение кистями наружу и внутрь;

г) постепенное выпрямление и сгибание пальцев и кистей.

Все упражнения исполняются неторопливо, с максимальной амплитудой.

Развитие «мышечного чувства»:

а) расслабление мышц плечевого сустава;

б) расслабление и напряжение мышц корпуса;

в) поднимание и опускание плеч;

г) круговое движение плечами;

д) разведение рук в сторону с напряжением;

е) свободное круговое движение рук;

ж) свободное круговое движение рук с прыжком;

з) круговые махи одной рукой и двумя.

Упражнения для ступни:

Упражнения развивают подвижность коленного сустава, мышечного чувства детей, умение сохранять равновесие, укрепляют мышцы.

а) разгибание и сгибание ноги в подъеме, отводить приводить стопу наружу и внутрь (движение наружу делается большим усилием чем внутрь, так как у детей мышцы, отводящие стопу, развиты меньше, чем приводящие);

б) поднимаясь на полупальцах и ходы на полупальцах — упражнение укрепляют мышцы стопы, развивают умение держать равновесие;

в) перенесение тяжести корпуса тела с пяток на носки и обратно; с одной ноги на другую;

г) выпады вперед и назад с пружинным движением в колене;

д) сгибание вперед и разгибание корпуса (упражнение развивает мышцы корпуса и его подвижность);

е) повороты корпуса;

ж) разгибание и сгибание ноги в коленном суставе: резким, четким движением согнуть ногу в колене, оставляя подъем выпрямленным и после краткой выдержки выпрямить всю ногу. Так несколько раз подряд. (Движение исполняется сидя на полу или стоя);

з) большие махи одной ногой или двумя, движение исполняется сидя на полу.

Упражнение развивает подвижность в тазобедренных суставах:

и) шаги: бытовой, легкий шаг с носка (танцевальный, шаг на полупальцах, легкий шаг на полупальцах;

к) понятие о темпе и ритме в движении, умение слушать музыку, определять характер;

Читайте также:  Как отбить запах у курицы с душком

л) отражение в движении разнообразных оттенков характера, музыкальных произведений (веселый, спокойный, энергичный и торжественный);

м) воспроизведение в движениях (хлопки, шаги, прыжки) ритмического построения музыкальной фразы, разнообразных ритмических рисунков.

Упражнения на ориентировку в пространстве:

а) повороты направо, налево;

б) построение в колонну по одному, по два в пары; построение в колонну по одному, в пары и в обратном порядке;

в) круг, сужение, и расширение круга;

2. Основные положения, движения рук и расположение танцующих

Положения и движения рук, наиболее характерные для якутских танцев, могут быть различны и изменяться в зависимости от музыки и творческой индивидуальности. Руки соответствуют характеру танца, подчеркивают манеру танцевального движения, основного хода, помогают раскрытию художественного содержания танца. Если танец спокойный, плавный, то руки могут медленно подниматься вперед, в сторону, а в более быстрых якутских танцах руки могут быть разведены в стороны или переходить из одного положения в другое.

У мальчиков руки могут быть опущены вниз или лежат сбоку ниже талии, иногда раскрыты в сторону или в момент прыжка руки могут подниматься в III позицию, могут переходить из одного положения в другое. В массовых танцах (парных) мальчик находится с левой стороны от девочки. Правой рукой держит левую руку девочки или обе руки опущены вниз.

В традиционном танце «Осуохай» исполнители обычно держатся за руки или могут опустить их вниз или в сторону, положив руки на плечи друг друга.

В массовых танцах расположение танцующих и положение рук еще разнообразнее.

1. Программа занятий «Якутский народный танец». Попова З. Н., Якутск-1990г.

2. Танцуй детство. М. Н. Румянцева, Якутск-1997г.

Упражнения по обучению плаванию на малой воде детей дошкольного возраста пражнения выполняются как на суше, так и в воде. Эти упражнения разделяются на: 1) общеразвивающие и специальные физические упражнения;.

Инновационный подход к развитию и обучению детей дошкольного возраста «Инновационный подход к развитию и обучению детей дошкольного возраста» Жданова Ольга Иосифовна КГКП Детский сад «Алтын бесік» ГУ «Отдел.

Конспект НОД по обучению ПДД детей младшего дошкольного возраста «На чём ездят люди» Образовательная область "познавательное развитие" Конспект НОД по обучению правилам дорожного движения детей младшего дошкольного возраста.

Консультация для педагогов «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста» Подготовила: учитель-логопед Куприянова Т. В. Цель: познакомить воспитателей с основными приёмами и упражнениями по ознакомлению воспитанников.

Образовательная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5–6 лет) Информационный паспорт образовательной программы для детей дошкольного возраста (5-6 лет) Название программы образовательная программа.

Пособие «Жираф» по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста Цель: совершенствование навыка звукового анализа слогов, слов. Задачи: Совершенствование навыков звукобуквенного анализа. Совершенствование.

Программа по формированию навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста Пояснительная записка Дошкольный возраст – важный период формирования человеческой личности. Именно в детском возрасте формируются основы.

Программа по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Развивайка» (5–7 лет) Пояснительная записка Программа по обучению грамоте старшего дошкольного возраста (далее программа) разработана в соответствии.

Программа по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста Пояснительная записка Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием. Плоскостопие — деформация стопы, заключающаяся.

Рабочая программа внеурочной деятельности Программа «Планета Почему?» для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Пояснительная записка Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка,.

Сыромятникова Лукерья Егоровна,

отличник образования РС (Я),

ПДО по хореографии,

МБДОУ д/с №27 «Кораблик»

«Мои любимые тальниковые стульчики»:

национальный якутский танец как инструмент воспитания национального самосознания и культуры у детей.

В настоящее время, охватывая различные сферы жизнедеятельности людей, остро стоит проблема национально-культурной идентичности. Отождествление личности с культурой задает человеку смысловые и ценностные координаты, определяет его мировоззрение и мировосприятие, систему значимых символов, норм и правил поведения. Отсутствие национально-культурной идентичности ведет к неспособности человека ориентироваться в предлагаемых ему идеалах и культурных паттернах, что влечет за собой формирование личности вне культурного контекста.

Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности (социальных, культурных, гигиенических и др.), физическая культура в виде национального танца занимает одно из важных мест. Она выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности (психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного), постепенно подготавливая ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений. Результативность такого способа воспитания достигается благодаря использованию всей системы средств (физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы и др.). Общепризнанным стало положение, что национальные танцы выступают как основной признак жизни, стержень всей жизнедеятельности и поведения дошкольника и школьника, и в то же время, как формирующее начало в его развитии и ознакомление с национальной культурой, способствующий к сохранению в будущем традиций.

Читайте также:  Как выращивать комнатный бамбук

Цель: постановка якутского танца на национальном тальниковом стульчике,

основанный на орнаментах и узорах, отражающий смысл в движениях.

Задачи: 1) изучить историю своего края, быт народа и якутские орнаменты и

узоры и их смысл в движениях;

  • поставить танец, используя знания;
  • научить детей всем движениям танца с использованием национального тальникового стульчика, объясняя узоры и орнаменты, тем самым способствовать развитию каждой личности и привить любовь к искусству танца.

Работаю я в двух детских учреждениях: воспитателем в Высшей школе музыки 17 лет и хореографом в детском саде №27 г.Якутска. В Высшей школе музыки ни одно мероприятие не проходит без танцев и нас хореографов просят ставить танцы. Эту миссию я выполняю с удовольствием.

В своей многолетней практике в постановке танца я всегда отталкиваюсь из истории своего народа. В старину наш якутский многострадальный народ жил в отдаленных аласах. В одном аласе проживал один род. Они вместе жили, трудились, растили десятками детей, держали скот и выживали в этом суровом крае.

Пользовались инструментами для работы и приборами домашнего обихода, мебелью, сделанными своими руками. Каждый глава семьи все это умел мастерить. Круглый стол, табуретки, кровать по периметру дома – нары, шкафы. Они заранее делали заготовки из разных природных материалов для своей дальнейшей работы, плотничества. Чистили от веток, от коры, от верхнего слоя, сушили. А иногда «кожицу» специально оставляли для узора.

Женщины, кроме всех внутренних работ, успевали мять кожу, сшить из нее верхнюю одежду и обувь, используя нить, полученную из конской гривы и хвоста. Из нее же плели головные уборы на лето, делали махалку – «дэйбиир» от комаров. Из бересты изготавливали различную посуду, украшая узорами из нити, изготовленной из конского волоса.

Но больше всего меня тронуло изготовление стульчиков из тальника без единого гвоздя. Коротко расскажу о «процессе» изготовления этого чудного стульчика. Собирались и стар и млад у камелька, и мастерили стульчики. Самый опытный умелец показывал, учил других как правильно изгибать тальник, как крутить. Во время работы шутили, радовались, рассказывали по очереди смешные случаи и все получали большой опыт и огромную радость от результатов работы и общения. Хвастались у кого лучше получилось.

Вот эту тему я использовала для своего танца. Этот стульчик из тальника является основным атрибутом полученного танца. Я долго искала народного умельца, который мог бы передать достоверность самобытности народа. Сделанные его руками стульчики несут особую теплоту и радость детям. Этот танец дети исполняют с большой радостью и гордятся своими талантливыми предками. С этим танцем мои воспитанники из сада объездили много стран и городов России. И я счастлива от этих блестящих глаз моих воспитанников, от того, что это все им запомнится на долгие годы. Я старалась не только движения танца учить, параллельно ознакомила детей с бытом якутского народа, учила им историю нашего чудного края, о том, как сейчас живут односельчане и как жили в очень трудных условиях наши мудрые предки. Прививаю любовь к родному краю, уважение к людям, живущим здесь.

Тщательно готовилась к постановке танца, прочитала много книг, изучала разные узоры и орнаменты якутского народа. Щепетильно относилась к каждому движению.

На фоне традиционных орнаментов народа я попыталась создать разные движения для исполнения сидя на стульчиках. Опять-таки, сидя на стульчиках, подтягивая рукой одну ногу, лежащую на другой, мои танцоры изображают олонхосутов эпоса. Использовала простые прыжки с разными элементами, которыми подчеркнула самобытность моего народа. На протяжении всего танца дети руками в разных позициях показывают национальные узоры. Прыжок на одной ноге, держа другую ногу противоположной рукой, показывает орнамент природы.

Наша огромная Якутия находится очень далеко. Край считается суровым из-за своего резкоконтинентального климата. Через этот стульчик несется радость к жизни, к солнцу, к свету, который ценит наш народ в ожидании короткого лета. По этому танцу можно узнать якутов, что тут живут люди очень открытые, жизнерадостные, находчивые. И я очень рада тому, что прочитавши мою работу, люди узнали тяжесть быта народа моего края. И, однажды увидев этот танец, радовались как мы. Мои дети и я гордимся тем, что все это передаем через свое искусство.

Читайте также:  Минитрактор переломка 4х4 самоделка видео новинки

Этот танец вызывает интерес, любознательность воспитанников к культуре своего народа.

Таким образом, разработано содержание национального танца на тальниковых стульчиках, способствующего прививанию любви к танцам через движения, узоры и орнаменты, формирующее новую способность педагога к построению процесса культурного воспитания с направленностью на личностное развитие детей. В программе находит отражение теоретическое и практическое содержание, знакомящее педагога с закономерностями становления и развития личности дошкольника и школьника, особенностями ее развития и формирования в условиях занятий, психолого-педагогическими механизмами, обеспечивающими успешность выполнения педагогической деятельности.

Список литературы:

  1. Гоголев А. И. Якуты. Формирование культуры. –Якутск: Издательство ЯГУ, 1993, -229 с.
  2. Серошевский В. Л. Якуты. –М.: Российская политич. Энц., 1896, -713 с.
  3. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору.

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 1240 раз

Библиографическое описание:

Иванова Е. Т. Танцевальная культура народа саха в эстетическом воспитании старших дошкольников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 107-109. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1695/ (дата обращения: 12.11.2019).

В дошкольных образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) наметилась прогрессивная тенденция совершенствования педагогического процесса путем его обогащения этнокультурными традициями, что предполагает усвоение детьми национально-культурных ценностей, воплощенных в традиционном мировоззрении народа. В Якутии действует Концепция обновления и развития национальных школ, в которой говорится, что «подлинных граждан можно воспитать лишь на основе родной культуры, постепенно приобщая детей к традициям родного народа.

Якутский народ в основном сохранил свои уникальные традиции и национальную культуру, представляющий значительный ресурс для эстетического воспитания, подрастающего поколения. В этой связи приобрела особую актуальность проблема приобщения к якутскому танцевальному искусству детей с малых лет.

Особенности приобщения детей к народному танцевальному искусству изучались в исследованиях О.А. Апраксиной, Т.С. Комаровой, Н.И. Моревой и др. Учеными изучались познавательные и игровые интересы, интерес к народной поэзии, песне, танцу, природе. Авторы подчеркивают, что танец – это сфера деятельности, основанная на движении, позах, пластике и мимике, ритме как средствах эмоциональной выразительности.

Танцевальная культура народа саха — это сравнительно молодое, опирающееся на богатства уникального песенного и инструментального фольклора явление, уходящего своими корнями в глубокую древность. У якутов многие танцы связаны с охотой, оленеводством, промыслом. В нем всегда главенствует ритмичное начало, которое подчёркивается танцовщиком. Сегодня якутский танец — неотъемлемая составная часть многонациональной российской культуры.

На базе МДОУ № 24 «Кэскил» с. Томтор Оймяконского улуса в рамках работы кружка «Дайаана» посредством якутского танца мы учим дошкольников свободно владеть своим телом, познавать красоту окружающего мира. Недаром говорят, что «Красота спасет мир». Научить детей устремлению к красоте духовного развития – это немаловажная задача каждого педагога. Одевшись в красивые танцевальные костюмы, ребенок чувствует себя «на высоте», а подавая на сцене танец с красивым костюмом, становится вдвойне эстетически и духовно богатым, чувствует себя нужным в обществе человеком.

Для выявления динамики танцевальных навыков и умений у детей 4-7 лет мы используем диагностику, направленную на определение показателей их усвоения. Перед проведением диагностических методик используем разработанные нами критерии усвоения детьми народной танцевальной культуры: умение внимательно слушать народную музыку, различать ее характер; умение запоминать и передавать предложенные педагогом движения народного танца. На основе установленных критериев выявлены показатели усвоения дошкольниками народной танцевальной культуры.

Высокий уровень усвоения старшими дошкольниками народной танцевальной культуры: внимательно слушает музыку перед выполнением движения, может различить ее характер; правильно выполняет задания, ребенок легко и быстро воспроизводит движения, внимательный и прилагает все свои усилия, чтобы добиться результата; правильно определяет характер народного произведения, высказывается о нем.

Средний уровень: внимательно слушает музыку, может различить ее характер; есть интерес к поставленным задачам, но допускает незначительные ошибки при выполнении танцевальных движений;

Низкий уровень: невнимательно слушает народную музыку, не может различить ее характер, не высказывается о ней; выполняет задание неточно, допускает ошибки при выполнении движения.

При проведении диагностики после показа с опросом элементов якутского танцевального движения ребенку предлагаем его повторить, после чего проводится небольшая беседа с ним об исполненных движениях.

Детям были показаны:

I – подражательные движения, животных и птиц —

— элементы движения стерха;

— элементы движения птички; элементы из эвенских подвижных игр —

— «подскоки на опорной ноге»;

— «прыжок через нарты»;

II – движения имитирующие трудовой процесс —

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector