Какое соцветие у шиповника

Какое соцветие у шиповника

Шиповник майский или коричный, латинское Rosa majalis, семейство Розовые (Розоцветные), латинское Rosaceae

Формула определения

Род: дерево или кустарник — листья непарно-перистые — побеги с шипами — цветки розовые или белые, до 5 см в диаметре — вид: чашелистики цельные — лепестки розовые или красные; листочки сверху морщинистые; плоды красные — побеги голые или щетинистые, шипы голые — цветоносные побеги с согнутыми шипами, расположенными по 2 у основания черешков; прилистники у нецветущих побегов свёрнуты в трубочку, охватывая побег.

Описание

Шиповник майский, наверное, наиболее часто встречающийся у нас шиповник. Душистый, с розово-карминными лепестками, он с удовольствием разводится в качестве декоративных посадок и живой изгороди. Это одно из любимых наших растений, как за внешний вид, так и за приятный запах цветков. В Пензенской области растёт ещё несколько видов шиповника, но пока у меня есть ещё только шиповник собачий . Его цветки бледно-розовые, но это совсем не главное отличие. Главное его отличие — это перистые чашелистики . До других видов шиповника я пока ещё не добрался, но я не теряю надежды, что у меня всё впереди.

Цветки

Соцветие малоцветковое, то есть, другими словами, цветки обычно одиночные, но могут и собираться в соцветие по 2-3.

Даже бутоны притягивают взгляд своим ярким окрасом, что уж тут говорить про цветки!

Венчик с пятью крупными, карминно-розовыми лепестками, очень душистый. Собственно говоря, запах как раз розовый, так как именно шиповник послужил исходным материалом для селекции роз. Цветёт начиная с мая по июль, что отражено в видовом названии.

Венчик диаметром до 5 см (в среднем), а у меня — так все 6 см.

Пестики прячутся в гипантии и наружу выходят лишь в его зёве, образую плотное скопище (этакую "кучку") рылец.

Тычинки жёлтые (и нити тычинок, и пыльники), их множество — я даже не рискнул их сосчитать. Тычинки растут из железистого кольца, которое представляет собой верхний край гипантия (верхний край кувшинчика, если смотреть сбоку).

Гипантий кувшинчатый, по окончании цветения разрастающийся в то, что мы называем плодами шиповника, хотя на самом деле плоды спрятаны внутри гипантия.

Гипантий длиной 7 мм, диаметром 5-6 мм. По мере созревания плодов размеры гипантия увеличиваются.

Чашелистики цельные (не перистые), с ланцетным придатком на конце.

Листья

Листья очерёдные, непарно-перистые, длиной до 7 см.

Листики снизу опушены короткими прижатыми волосками.

Листочки овальные или продолговатые, сверху морщиныстые.

Конечный, непарный листочек.

Листочки острозубчатые от середины боковой линии и до верхушки.

Длина листа с черешком 6,5-7 см. Листочки длиной 2-3 см, шириной 1,5-2 см.

Черешки листьев опушённые.

Прилистники сросшиеся с черешком, у нецветущих побегов свёрнуты в трубочку, охватывая побег.

Ствол

Шиповник — типичный кустарник, высотой до 2 метров. Его стволы — это скорее веточки. Тем не менее, преодолеть куст сходу не получится.

Стволы прямые, но на фото показан молодой ствол, максимум однолеток. Надеюсь, со временем доберусь до старых веток и стволов.

Ростовые (вегетативные) побеги покрыты серповидно изогнутыми шипами. На цветоносных побегах у основания черешков листьев растут парные, отогнутые вниз шипы, генеративные (цветущие) побеги без шипов. Побеги и шипы голые.

Молодые побеги тонкие, толшиной 3-4 мм. Старые побеги толщиной 8-10 мм, но до них я не долез. Там, кстати, и колючек больше, да и выглядят они (колючки) уже по-другому: они становятся игольчатыми.

Плоды

Плод шиповника образуется из мясистого образования под цветком — так называемого гипантия. По своему строению он напоминает толстостенный кувшинчик со множеством семян внутри. Обычно плод шаровидный или овальный, блестящий, ярко-красный. Постараюсь сделать фото. После созревания плодов чашелистики не опадают и остаются направленными вверх.

Читайте также:  Томат искра сибири отзывы

Местообитание

Шиповник майский растёт по разреженным лесам, на опушках и полянах, на склонах, в долинах рек. На снимке мой любимый Арбековский лес. Шиповник здесь растёт буквально в 2-3 куста, под пологом леса, выходящего на небольшой ручей в овраге.

Применение

Шиповник майский используется в народной и официальной медицине. В качестве декоративного растения используется в живых изгородях. Цветоводы используют в качестве подвоя для роз.

Ещё фотографии:

Добавить комментарий

Читаем обязательно! Букоф много, но вопросов станет меньше.

Для уменьшения количества спама каждое поле может принимать только строго определённые символы, обратите на это внимание!

Верхнее поле — Ваше имя или ник (произвольные), допускаются только латинские или русские буквы и пробел, всё остальное будет удалено, длина ограничена 10 символами;

Нижнее поле — место для ввода собственно сообщения, длина ограничена 400 символами. Сообщения с тегами, ссылками и вредоносным кодом принято не будет. Чтобы комментарий был принят, ограничьтесь буквами, цифрами, точкой, запятой, вопросительным и восклицательным знаками — это поможет.

Не пишите в комментариях свой e-mail, зачем Вам тонны спама? Если так хочется написать именно письмо — пишите его не в комментариях, а в соответствующем разделе.

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.


МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ

Конспект открытого урока по биологии

«Общие признаки розоцветных. Шиповник»

Учитель биологии Чугунова И.К.

Тема: Семейство Розоцветных. Общие признаки. Шиповник

Цель: изучение особенностей строения розоцветных.

-научить школьников выявлять главные признаки семейства Розоцветных;

— раскрыть значение Розоцветных в природе и жизни человека.

— способствовать коррекции недостатков психофизического развития учащихся;

— совершенствование общеучебных и специальных умений;

— развитие умения выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать и обобщать.

Создать условия для формирования позитивных качеств личности (дисциплинированность, взаимопомощь, товарищество, доброта)

Формировать эмоционально- ценностное отношение учащихся к процессу изучения биологии через удивление, восхищение, занимательность

Методы : Словесный (беседа, рассказ, объяснение), наглядный, практический.

Оборудование: Учебные принадлежности, мультимедийная презентация, картинки с изображением представителей семейства.

Орг. момент. Приветствие.

Настрой учащихся на занятие: дерево эмоций. На ветвях лица с различным изображением эмоций Учитель предлагает выбрать лицо, эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция радости).

Учитель: «накопление знаний подобно росту дерева», я надеюсь, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастет новой веточкой знаний о совершенно удивительном семействе растений, а что это за семейство давайте будем знакомиться вместе.

Исправь ошибки. На доске написаны термины с ошибками: Царство Растиния, отдел Цвятковые, клас Двудольныя,.

Определите признаки двудольных растений и признаки однодольных растений. Заполните таблицу.

Признаки однодольных и двудольных растений .

Основные признаки класса

Кол-во семядолей в зародыше.

Определите по представленным слайдам, к какому семейству относится данная группа растений.

— Назовите изученные растения, относящиеся к классу Однодольные.

— Назовите изученные растения, относящиеся к классу Двудольные.

Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым семейством цветковых растений. Это семейство относится к классу Двудольных.

— Посмотрите на это растение. — Кому оно знакомо? Назовите.

Розу называют царицей цветов. Разве есть на свете цветок пленительнее и благоуханней розы?

Поэты всех времен и народов не устают воспевать розу.

Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей.
Как он прохладен, холоден и чист
Глубокий кубок, полный аромата

Как дружен с ним простой и скромный лист,
Темно-зеленый, по краям зубчатый.
За лепесток заходит лепесток,
И все они своей пурпурной тканью
Струят неиссякающий поток
Душистого и свежего дыханья. "
С. Маршак

Читайте также:  Хрен на зиму с лимонной кислотой

Роза, по преданию греков, родилась вместе с Афродитой – богиней красоты и любви — из морской пены, и поначалу была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шипы, стала алой.

Любовь к розам в древности была столь велика, что розы дарили самым дорогим гостям, венком розы украшали невесту, а путь молодым осыпали лепестками роз, розы бросали к ногам победителей.

Роза – растение культурное. А предком всех культурных сортов роз был дикорастущий шиповник. Научное название шиповника – роза. Оно послужило основой для названия всей группы – Розоцветные.

— Ребята, откройте тетради, запишите название новой темы урока: Розоцветные. Шиповник.

Семейство Розоцветных насчитывают более3000 видов.

Вот некоторые из них

(Демонстрация слайдов) –ответы детей

1. Хоть прячется Алёна 2. В сенокос – горька,

За веточкой зеленой, А в мороз – сладка.

Но красная щека Что за ягодка? (Рябина)

Видна издалека (Яблоня)

3. Будто снежный шар бела, 4. Царицей цветов я зовусь

По весне она цвела, На вид я прекрасна, нежна

Нежный запах источала. Но тронешь меня невзначай

А когда пора настала, Почувствуешь, как я сильна (Роза)

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна (Черёмуха)

5. Вкус у ягоды хорош, 6. Долгоножка хвалится:

Но сорви ее, пойди-ка: — Я ли не красавица?

Куст в колючках, будто ёж, — А всего-то — косточка

Вот и назван … (Ежевика) Да красненькая кофточка (Вишня)

7. Я капелька лета на тоненькой ножке 8. Бусы красные висят,

Плетут для меня кузовки и лукошки Из кустов на нас глядят

Кто любит меня, тот и рад поклониться Очень любят бусы эти

А имя дала мне родная землица (Земляника) Дети, птицы и медведи

9. На сучках висят шары –

Посинели от жары (Слива)

Учитель . Молодцы Семейство это – богатое и знатное Многие ее представители славятся на весь мир и любимы народом. Семейству Розоцветных присуще большое разнообразие жизненных форм. Давайте, теперь определим, к каким жизненным формам относятся растения семейства розоцветные?

(Какие растения данного семейства бывают по внешнему виду?) — деревья, кустарники и травы. (запись в тетрадь)

Задание. «Дерево, кустарник, трава»

Выполняют в группах. На столах комплекты картинок растений разных жизненных форм изучаемого семейства; ученики делают выбор и прикрепляют к доске к подписям «дерево», «кустарник», «трава»

На доске: дерево- яблоня, абрикос, черемуха, вишня, груша

Кустарник- шиповник, малина, ежевика

Трава — Земляника, лапчатка, гравилат

Учитель: Все растения, перечисленные вами не очень похожи друг на друга, но почему же их относят к семейству Розоцветных? (ответ ученика)

Объединяющим признаком для растений является строение (формула) цветка.

Розоцветные в этом плане не исключения. Попытаемся определить формулу цветка розоцветных

Обратимся к экрану компьютера, на котором изображен цветок шиповника в разрезе. Какие части цветка можно различить?

-Сколько чашелистиков? 5чашелистиков,
-Сколько лепестков венчика? 5 лепестков,
-Сколько тычинок? много тычинок.
-Что можно сказать о пестике? а на месте, где должен находится пестик, ученики обнаруживают, что пестик – не один, а много.

-Для того, что бы не писать в формуле слово много существует знак: (показ учащимся) ∞. В математике и физике этот знак обозначает бесконечность, а в биологии обозначает слово много.

Какая формула цветка получается? (спросить ученика)

(прикрепляется на доске)

Учитель : Посмотрите на следующий слайд, на котором изображено строение цветка шиповника.

Читайте также:  Самодельный ветряк для дома видео

Учитель : Во что превращается пестик(завязь) после опыления?

Учащиеся : В плод.

Учитель : Главные части цветка (пестики и тычинки) располагаются на цветоложе и участвует в образовании плода. То что, обычно, принимают за плод у шиповника, на самом деле является плодом ложным. Настоящие плоды находятся внутри разросшегося цветоложа и называются? (Орешки).

Учитель: На доске у нас прикреплены изображения плодов растений данного семейства. Рассмотрите их. Давайте назовем их Что вы заметили? (Разные плоды)

Какие плоды имеют растения семейства розоцветные? (запись в тетрадь) – костянка, многокостянка, многоорешек, яблоко

На слайдах — картинки растений семейства розоцветные

У каждого ученика на столе –таблица с названиями основных частей растения) – ответ учащихся с записью в тетрадь

-Какова корневая система у всех растений семейства двудольных?

Стебель у шиповника прямостоячий, а у некоторых представителей розоцветных бывает ползучий.

— Какое жилкование листьев у всех двудольных растений? (сетчатое)

— Соцветие — одиночные цветки у шиповника, а бывают разные соцветия.

— Плод шиповника имеют вид ягод с красной мякотью, его принято

называть ложный плод или ложная ягода — новое понятие на доске — хором

А настоящие плоды — орешки- новое понятие на доске — хором, они находятся внутри ложной ягоды.

-Так как же называются настоящие плоды шиповника?

-Посмотрите, у вас на карточке ложная ягода в разрезе, и внутри плоды — орешки. Внутри каждого созревает одно семя.

— Сколько в семени двудольных растений семядолей? (две, запишите в таблицу.

Формула цветка Л5 Т∞ П1 , Ч5 Л5 Т∞ П

Тип плода (костянка, яблоко , семянка)

Таблицу вложите в тетрадь. Дома вклеить таблицу в тетрадь.

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – руками три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.

Представителем данного семейства — шиповник.

Типичный представитель семейства – шиповник (дикая роза).

Изучено 120 видов шиповника, а у нас встречается около 60 видов.

Шиповник называют «копилкой витаминов». Его плоды содержат витамины: C, K, PP, A. Шиповник издавна используется в фармакологии, в цветоводстве

Описание шиповника обыкновенного

Жизненная форма (трава, кустарник, дерево )

Характер стебля ( прямостоячий , вьющийся, ползучий)

Листорасположение ( простые, сложные)с черешком, жилкование сетчатое параллельное

Формула цветка Ч5 Л5 Т∞ П

Откройте учебник стр. 153 синяя рамочка

Задание 1 (и ндивидуальная работа учащихся с информационной картой)

Подчеркнуть названия тех растений, которые относятся к семейству Розоцветные:

яблоня, черёмуха, капуста, вишня, слива, редис, пастушья сумка груша, абрикос, рябина, малина, земляника, шиповник, роза

(проверка выполненного задания учениками – самооценка учащихся)

Выпишите номера растений, относящихся к семейству Розоцветные.

2. Малина обыкновенная.

4. Капуста белокочанная.

5. Горох посевной.

7. Слива домашняя

8. Груша обыкновенная.

10. Земляника лесная.

Объясните, почему эти слова написаны вместе

— Земляника, малина, гравилат, манжетка ( семейство Розоцветные ).

— шиповник, черемуха, томат , вишня

(растение семейства Пасленовые среди Розоцветных);

— Кристина, загадает загадку, а вы ребята, отгадайте о каком

Царицей цветов я зовусь,

на вид я прекрасна, нежна.

Но тронешь меня невзначай

Почувствуешь, как я сильна. (Роза)

-Вспомните формулу цветка розоцветных.

Но с семейством розоцветных мы не прощаемся, так как будем знакомиться с представителями этого семейства на следующих уроках.

Подготовить сообщение о значении розоцветных.

Всем – зарисовать шиповник или розу.

Ответ

У шиповника соцветий нет.

  • Комментарии
  • Отметить нарушение

Ответ

У шиповника соцветий нет. Цветки яркие, хрошо видны насекомым

«>

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector