Построенный по приказу людовика 14 версальский дворец

Построенный по приказу людовика 14 версальский дворец

Версаль (Версальский дворец) – городок недалеко от Парижа, известный расположенным в нем дворцово-парковым ансамблем. Главная часть ансамбля, Версальский дворец, является самым большим дворцом в Европе и второй по популярности, после Эйфелевой башни, достопримечательностью Франции.

История Версаля начинается в 1661 году. Весь этот комплекс – венец прихотей французских королей, а точнее Людовика XIV, Короля-Солнце. Несмотря на то, что он был одним из самых противоречивых правителей Франции, память, которую он оставил после себя в виде Версальского дворца, привлекала внимание всего мира еще с самого начала строительства.

До Версаля на его нынешнем месте, в 22-х километрах от современного Парижа, располагался небольшой охотничий замок, построенный в начала 17-го века по приказу Людовика XIII. Причин для возведения новой королевской резиденции у Короля-Солнце было несколько. Во-первых, он считал, что после недавнего восстания жить в Лувре довольно опасно, а подходящего под его статус замка во Франции нет. Во-вторых, по самолюбию короля ударил построенный в Во-ле-Виконт дворец министра финансов Николя Фуке, который до 1661 года был самым большим и красивым замком во Франции. А в-третьих, Франция в 17-м веке активно развивалась и была одной из сверхдержав, а ее столица Париж не поспевала за этим ростом и сохраняла множество провинциальных черт, что опять же не подходило под статус Людовика XIV.

Все эти причины и стали факторами, которые заставили французского короля начать постройку нового грандиозного дворца. Руководили постройкой: архитектор Луи Лево, ландшафтный строитель Андрэ Ленотр и мастер по интерьеру Шарль Лебрен. Именно они руководили строительством дворца министра Фуке, а после его ареста перешли на должности придворных архитекторов.

Строительство Версаля потребовало колоссальных трат, при примерном пересчете на современные деньги выходит 37 миллиардов евро. В целом дворец является примером одного из самых больших расточительств бюджета государства, но тем не менее, при постройке Версальского дворца, экономилось на всем, чем только можно. Из-за этой экономии во дворце была очень плохая система отопления (камины просто не работали) и не закрывались многие окна, а жизнь зимой в нем была очень некомфортна. Кроме того, всей аристократии отводились лишь небольшие комнатки под крышей, только Людовик XIV и его родственники имели нормальные апартаменты. Но все это было заметно только для тех, кто жил внутри Версаля. Со стороны же этот дворцовый комплекс выглядел очень внушающее и дорого.

Версаль включает в себя несколько отдельных достопримечательностей. В первую очередь это Версальский дворец, который окружает парк площадь более 100 гектаров. На территории парка находятся два отдельных небольших дворца: Большой и Малый Трианоны. Кроме этого, на территории комплекса расположено здание, стилизованное под ферму, которое возвели по приказу Марии-Антуанетты.

Для туристов открыто множество залов. Можно осмотреть официальные апартаменты, в которых принимались посетители и делегации, затем увидеть личные покои королевы, посетить часовню и театр. Конечно же, для туристов открыта зеркальная галерея, в которой расположено 400 зеркал. В ней во времена Людовика XIV проходили балы, а в XX веке был подписан Версальский мирный договор, который положил конец Первой мировой войне. Последнее, что видят туристы – Салон Войны. Это длинный коридор, стены которого увешаны полотнами, изображающими битвы, в которых участвовала и побеждала Франция.

Мы уже упоминали, что кроме основного дворца в Версале есть еще два маленьких замка. Первый из них, Большой Трианон построен для отдыха короля «на природе», а второй, Малый Трианон, изначально принадлежал жене Людовика XIV, потом любовнице Людовика XV мадам де Помпадур, а затем стал любимейшим местом королевы Марии-Антуанетты. Возле него, по ее просьбе, возведена небольшая полноценная и функциональная ферма, на которой королева, увлеченная учениями Руссо, лично занималась животными и птицей. Кроме фермы, возле Малого Трианона расположено и здание Королевской Оперы.

Но самая главная и величественная часть в Версале это не его дворец, а парк. Вся его территория составляет чуть более 100 гектаров, а словами парк описать невозможно. В парке Версальского дворца расположено огромное количество скульптур, террас, площадок, беседок и прочих парковых атрибутов. Всю его территорию пронизывает сеть каналов, которую часто называют Маленькой Венецией. Отдельного внимания заслуживают фонтаны, которые можно сравнить разве что с фонтанами Петергофа.

Информация для туристов:

Версаль открыт круглый год и принимает посетителей во все дни, кроме понедельника. Время работы с октября по апрель 9:00-17:00, а с мая по сентябрь 9:00-18:00.

Фонтаны в парке Версаля можно увидеть работающими по выходным с апреля по октябрь.

Так же на территории дворцового комплекса регулярно проводиться шоу фонтанов, ночные праздники, выступления, о которых желательно узнать заранее, если хотите на них попасть.

Парк огромный, если вам тяжело ходить пешком, то всегда можно арендовать велосипед, экипаж, небольшой автомобильчик или лодку.

В парке множество кафе и ресторанов, пообедать есть где, но нужно учитывать, что пикники запрещены. Тем не менее, съесть бутерброд, сидя на лавочке вам никто не запретит.

Добраться до Версаля можно на электричке, которые ходят от вокзала Gare Montparnasse (линия метро: Montparnasse). Остановка электрички, на которой нужно сойти — Versailles Chantiers. Стоимость билета в один конец – 2.5 евро. Пешком от вокзала до дворца примерно 15 минут.

Деловой квартал > Версальский замок (Париж, Франция)

Основные факты:

  • ДАТА 1688-1710 годы
  • СТИЛЬ Французское классическое барокко
  • МАТЕРИАЛЫ Камень, дерево и лепнина
  • ПОСТРОЕН по приказу Людовика XIV
  • Версаль послужил образцом для многих других королевских дворцов по всей Европе

Замок в Версале неподалеку от Парижа – одно из самых впечатляющих в мире воплощений королевской власти и роскоши. Именно здесь «король-солнце» Людовик XIV ослеплял всех пышностью и богатством своего двора. История замка началась в 1668 году, когда на “этом месте появился скромный охотничий домик.

Читайте также:  Пижма рецепты в народной медицине

Людовик нанял архитектора Луи ле Во, специалиста по ландшафту Андре ле Нотра и художника Шарля ле Брюна, чтобы они создали для него «город Солнца». Для этого понадобилось собрать тысячи рабочих, целую армию и потратить огромные деньги, собранные с бедного и нищего народа. Постепенно в Версале вырос огромный дворец длиной более 400 метров и чудесный парк вокруг него.

Людовик XIV правил Францией с 1651 по 1715 годы. Строительство Версальского замка длилось почти все это время.

Безопасность и роскошь

Французские короли обычно жили в Париже, во дворце Лувр, но в 1682 году весь королевский двор переехал в Версаль, отчасти потому, что все боялись народных восстаний и беспорядков. Озлобленные толпы вынудили Людовика XIY покинуть Париж еще в юности, и он надеялся, что за городом окажется в безопасности.

Здания и сады тянутся с запада на восток, а в центре – королевские покои. На востоке прямая дорога ведет в Париж, на западе уходит в бесконечность Большой канал.

Во дворце тысячи комнат, самая известная из них — Галери-де-Глас (Зеркальный зал), что тянется вдоль почти всего западного фасада. Зал предназначался для важных государственных приемов, и именно здесь официально закончилась Первая мировая война – был заключен Версальский мирный договор 1919 года.

Неуютный дворец

В великолепном дворце всегда были толпы придворных, управляющих, солдат и слуг, но там было очень неудобно жить. Примитивная канализация, огромные комнаты, где было душно летом и ужасно холодно зимой -однажды у короля на столе замерзла вода в стаканах…

Уюта и спокойствия во дворце тоже не наблюдалось. «Королевский двор напоминает большой рынок, – писал французский дворянин в те времена. – Где нет никакого выбора, и ты должен идти торговать, чтобы обеспечить свою жизнь и защитить интересы тех, с кем ты связан долгом дружбы».

Гэлери-де-Гпас (Зеркальный зал) длиной 12 метра – триумф стиля барокко. Посетителям нельзя входить туда в обуви на каблуках, их просят разуться, чтобы не повредить изящный паркет.

Интриги в Версале цвели пышным цветом. Придворные заводили любовников и любовниц, строили козни, совершали самоубийства и даже травили друг друга ядом. Сам король в итоге стал больше любить свой дворец в Марли, в нескольких километрах от Версаля, где он мог жить более спокойной жизнью.

Роскошный и пышный образ жизни придворных ежегодно требовал десятую часть всех налогов, что собирались во Франции. Но вся слава и все богатство Версаля не защитили монархию. Через век после того, как королевский двор переехал в Версаль, в 1789 году, началось народное восстание.

Людовику XVI, правнуку «короля-солнца», сообщили, что народ взял крепость Бастилию и к Версалю идет огромная толпа. «Это бунт!» – сказал король. «Нет, ваше величество, – ответил посыльный. – Это революция».

МАРИЯ-АНТУАНЕТТА В ВЕРСАЛЕ

Марии-Антуанетте, принцессе Австрии, было всего 14 лет, когда ее выдали замуж за короля Франции Людовика XVI. Она очень любила наряды и драгоценности, но больше всего -дворцы и парки. После того как она вместе с королем и придворными в 1 774 году переехала в Версаль, народ дал ей прозвище «мадам Дефицит».

В дальнем уголке дворцовых земель с помощью своего любимого архитектора Ришара Мика она создала собственную страну воображения.

Там были лабиринт, грот, храм Любви и небольшая деревушка Ле Амо, где жили и разводили животных настоящие фермеры. Мария-Антуанетта любила переодеться в простое платье и поиграть в деревенскую жизнь вместе со своими друзьями, она доила коров в чаши из тонкого севрского фарфора. Безмятежный мирок королевы разрушила революция. Она оказалась удивительно смелой и оставалась рядом с мужем – последовала за ним в тюрьму, а затем и на гильотину.

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Версальский дворец, символизирующий величие французской короны, был построен по приказу Людовика XIV известными архитекторами своего времени, руководившими до этого постройкой замка Во-ле-Виконт.

2) Министр финансов Франции Николя Фуке, фаворит Людовика XIV, организовал в честь монарха торжественный приём в своём замке Во-ле-Виконт, однако прекрасный дворец вызвал зависть короля, и вскоре после приёма министр был арестован.

3) Версальский дворец обязан своим появлением зависти: посетив замок министра финансов, уязвлённый Людовик XIV арестовал вельможу, а архитекторов Фуке направил на строительство своего собственного замка в Версале.

4) В 1661 году министр финансов Франции Николя Фуке, пользовавшийся особым расположением короля Людовика XIV, устроил в честь монарха в Версальском дворце торжественный приём, после которого Людовик, ведомый завистью, приказал заключить Фуке в тюрьму.

5) Возведение Версальского дворца, символа французской короны, было спровоцировано завистью: после торжественного приёма, устроенного в честь короля министром финансов Франции Николя Фуке в его дворце Во-ле Виконт, Людовик XIV приказал арестовать министра, а архитекторов этого замка направил в Версаль для строительства собственного дворца.

(1)Построенный по приказу Людовика XIV Версальский дворец, уникальный архитектурный памятник, который символизирует величие французской короны, обязан своим появлением черте характера, недостойной короля. (2) в 1661 году министр финансов Николя Фуке, пользовавшийся особым расположением Людовика XIV, организовал в честь монарха торжественный приём в своём собственном замке Во-ле-Виконт, лучшем на тот момент частном дворце Франции, который был построен по проекту известных мастеров своего времени. (3)Томимый завистью, Людовик уехал с праздника, не сказав ни слова благодарности, и вскоре Фуке был арестован и заключён под стражу, поместье конфисковано, а архитекторы Во-ле-Виконт были направлены на строительство нового королевского дворца в Версале, чьё великолепие должно было затмить красоту замка опального министра финансов.
Читайте также:  Горный тмин лечебные свойства

Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Несмотря на это,

Исходя из этого,

(1)Построенный по приказу Людовика XIV Версальский дворец, уникальный архитектурный памятник, который символизирует величие французской короны, обязан своим появлением черте характера, недостойной короля. (2) в 1661 году министр финансов Николя Фуке, пользовавшийся особым расположением Людовика XIV, организовал в честь монарха торжественный приём в своём собственном замке Во-ле-Виконт, лучшем на тот момент частном дворце Франции, который был построен по проекту известных мастеров своего времени. (3)Томимый завистью, Людовик уехал с праздника, не сказав ни слова благодарности, и вскоре Фуке был арестован и заключён под стражу, поместье конфисковано, а архитекторы Во-ле-Виконт были направлены на строительство нового королевского дворца в Версале, чьё великолепие должно было затмить красоту замка опального министра финансов.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЧЕРТА. Определите, в каком значении это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Узкая полоска, линия. Провести черту.

2) Граница, предел. В черте города.

3) Свойство, отличительная особенность. Ч. личности.

4) Очертание, создающее характерный облик, форму лица. Красивые черты лица.

(1)Построенный по приказу Людовика XIV Версальский дворец, уникальный архитектурный памятник, который символизирует величие французской короны, обязан своим появлением черте характера, недостойной короля. (2) в 1661 году министр финансов Николя Фуке, пользовавшийся особым расположением Людовика XIV, организовал в честь монарха торжественный приём в своём собственном замке Во-ле-Виконт, лучшем на тот момент частном дворце Франции, который был построен по проекту известных мастеров своего времени. (3)Томимый завистью, Людовик уехал с праздника, не сказав ни слова благодарности, и вскоре Фуке был арестован и заключён под стражу, поместье конфисковано, а архитекторы Во-ле-Виконт были направлены на строительство нового королевского дворца в Версале, чьё великолепие должно было затмить красоту замка опального министра финансов.

В каком из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук? Вы­пи­ши­те это слово.

В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

Это со­вер­шен­но не­вос­пи­тан­ный мо­ло­дой че­ло­век, гру­бый, аб­со­лют­ный НЕ­ВЕ­ЖА.

Я был на­ка­зан за ПРО­СТУ­ПОК, со­вершённый не­де­лю назад.

ВЕ­ЛИ­ЧЕ­СТВЕН­НЫЙ гор­ный пей­заж вы­зы­вал вос­хи­ще­ние.

БЛА­ГО­ДАР­НОЕ пись­мо было тор­же­ствен­но вру­че­но ди­рек­то­ру школы.

Сер­гей был из по­ро­ды УДАЧ­ЛИ­ВЫХ людей, ко­то­рым всё да­ва­лось легко.

В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

у ОБОИХ уче­ни­ков

в ТЫ­СЯ­ЧА де­вя­но­стом году

с днём РОЖ­ДЕ­НИ­ЕМ

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) По окончании института многие выпускники поехали работать в сибирские сёла.

2) Листая страницы великих произведений русской литературы, понимаешь, что до какой степени высокое место занимают среди них романы М. А. Булгакова: «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».

3) Навстречу колонне машин, везущим продовольствие, выехал полицейский патруль.

4) Те, кто не знал слова песни, молча раскрывал рот.

5) Рецензия на книгу, опубликованная в «Литературной газете», привлекла моё внимание.

6) В антиутопической повести А. Платонова «Котловане» люди мечтают о светлом будущем, лишённом печали.

7) В рассказе «Старуха Изергиль» Горький изображал исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего.

8) Кто, как не твой отец, научил многих из нас не сдаваться жизненным трудностям?

9) Люди, обдумывающие своё будущее, иногда не очень ответственно подходят к выбору профессии.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Опре­де­ли­те ряд, в ко­то­ром в обоих сло­вах про­пу­ще­на одна и та же буква. Вы­пи­ши­те эти слова, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Е.

Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Е.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)смотря на глубокую осень, дни стояли тёплые и ясные.

Вам (не)было скучно?

Обломов — ребёнок, а (не)безнравственный эгоист.

Мост ещё (не)построен.

Заспанное его лицо было (не)злое, а скорее доброе.

Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

(В)ТЕ­ЧЕ­НИЕ часа раз­го­вор не смол­кал: го­во­ри­ли в ос­нов­ном (НА)СЧЁТ пред­сто­я­ще­го пу­те­ше­ствия.

А если (ОТ)ТОГО, что де­лать на­чи­наю, не мне лишь од­но­му я поль­зы ожи­даю, то, при­зна­юсь, ЗА(ТО) охот­нее бе­русь.

И КАК(БЫ) вы ни то­ро­пи­лись по­ско­рей дойти до воды, всё равно на спус­ке с холма вы не­сколь­ко раз оста­но­ви­тесь, ЧТО(БЫ) взгля­нуть на дали по ту сто­ро­ну реки.

Читайте также:  Как посадить пальму из семян

(В)СЛЕД­СТВИЕ про­шед­ших лив­ней река вышла из бе­ре­гов, и всё про­стран­ство (ВО)КРУГ было по­кры­то водой.

(НЕ)ЧТО из­ме­ни­лось в его об­ли­ке, хотя одет он был ТАК(ЖЕ), как и пре­жде.

Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся НН?

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

С одной сто­ро­ны, та­лант­ли­вые кре­пост­ные графа Ше­ре­ме­тье­ва были приз­на(1)ыми ар­ти­ста­ми, му­зы­кан­та­ми, ху­дож­ни­ка­ми, а с дру­гой — бес­прав­ны­ми и не­сво­бод­ны­ми лю­дь­ми, жи­ву­щи­ми в опре­делё(2)ой лич­ной стеснё(3)ости.

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую

1) На одном и том же кусте си­ре­ни я уви­дел жёлтые ли­стья и на­чав­шие на­бу­хать почки.

2) На­ли­чие в речи не толь­ко слов-па­ра­зи­тов но и ре­че­вых штам­пов и кан­це­ля­риз­мов сви­де­тель­ству­ет о бед­но­сти сло­вар­но­го за­па­са.

3) Гусак раз­го­ва­ри­вал сам с собой сип­ло­ва­тым басом и под­би­рал про­сы­пан­ные се­меч­ки и зёрна.

4) Оче­вид­ны факты из­ме­не­ния жи­вот­ных и рас­те­ний под вли­я­ни­ем се­лек­ции.

5) Кон­чил­ся ве­ли­че­ствен­ный лес и уда­ри­ла в глаза ро­си­стая яр­кость лугов.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Охваченный порывом радости (1) и (2) затрепетавший от переизбытка чувств (3) он (4) увидев (5) возлюбленную перед собой (6) остановился и замер.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Трусость (1) несомненно (2) один из самых страшных пороков. Нет (3) философ (4) я тебе возражаю. Это самый страшный порок. (М. Булгаков)

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

А. С. Пушкин (1) осуждает ложное понимание чести у героя (2) на совести (3) которого (4) множество загубленных жизней.

Рас­ставь­те все знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

С Куз­нец­ко­го моста я за­ехал в кон­ди­тер­скую на Твер­ской (1) и (2) хотя желал при­тво­рить­ся (3) что меня в кон­ди­тер­ской пре­иму­ще­ствен­но ин­те­ре­су­ют га­зе­ты (4) не смог удер­жать­ся от не­сколь­ких слад­ких пи­рож­ков.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Не существует существенной разницы в нравственных приоритетах мировых религий.

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

1) Ста­рость — это закат жизни, в этот пе­ри­од у че­ло­ве­ка, как пра­ви­ло, нет серьёзных целей и задач.

2) В ста­ро­сти люди, имея за пле­ча­ми бо­га­тый жиз­нен­ный опыт, долж­ны да­вать мо­ло­дым цен­ные со­ве­ты, пред­ла­гать им кри­ти­че­ский взгляд на ре­аль­ность.

3) Со своей ста­рой зна­ко­мой — 80-лет­ней жен­щи­ной — рас­сказ­чик не­ред­ко об­суж­дал про­бле­мы со здо­ро­вьем, го­ре­сти и ра­до­сти, но все­гда в шут­ли­вой форме.

4) Мо­ло­дое по­ко­ле­ние часто смеётся над ста­ры­ми лю­дь­ми, так как по при­чи­не юного воз­рас­та не об­ла­да­ет ещё не­об­хо­ди­мым за­па­сом ума и тер­пи­мо­сти.

5) По мне­нию рас­сказ­чи­ка, в ста­ро­сти ста­но­вит­ся более раз­ви­та спо­соб­ность на­блю­дать за ходом жизни, при­слу­ши­вать­ся к ней, удив­лять­ся её раз­но­об­ра­зию.

(1)Без сомнения, старость – это ступень нашей жизни, имеющая, как и любая другая её ступень, своё собственное лицо, собственную атмосферу, собственные радости и горести. (2)Поверьте: у нас, седовласых стариков, есть, как и у всех наших младших собратьев, своя цель, придающая смысл нашему существованию. (3)Быть старым – такая же прекрасная и необходимая задача, как быть молодым. (4)Старик, которому старость и седины только ненавистны и страшны, такой же недостойный представитель своей ступени жизни, как молодой и сильный, который ненавидит своё занятие и каждодневный труд и старается от них увильнуть.

(5)Короче говоря, чтобы в старости исполнить своё назначение и справиться со своей задачей, надо быть согласным со старостью и со всем, что она приносит с собой, надо сказать ей «да». (6)Без этого «да», без готовности отдаться тому, чего требует от нас природа, мы теряем – стары мы или молоды – ценность и смысл своих дней и обманываем жизнь.

(7)Гонимые желаниями, мечтами, страстями, мы, как большинство людей, мчались через недели, месяцы, годы и десятилетия нашей жизни, бурно переживая удачи и разочарования, – а сегодня, осторожно листая большую иллюстрированную книгу нашей собственной жизни, мы удивляемся тому, как прекрасно и славно уйти от этой гонки и отдаться жизни созерцательной. (8)Мы делаемся спокойнее, снисходительнее, и чем меньше становится наша потребность вмешиваться и действовать, тем больше становится наша способность присматриваться и прислушиваться к светлой и ясной жизни природы и к жизни наших собратьев, наблюдая за её ходом без критики и не переставая удивляться её разнообразию, иногда с участием и тихой грустью, иногда со смехом, чистой радостью, с юмором.

(9)…Недавно я стоял у себя в саду у костра, подбрасывая в него листья и сухие ветки. (10)Мимо колючей изгороди проходила какая-то старая женщина, лет, наверное, восьмидесяти, она остановилась и стала наблюдать за мной. (11)Я поздоровался с ней, тогда она засмеялась и сказала: «(12)Правильно сделали, что развели костёр. (13)В нашем возрасте надо приноравливаться к аду». (14)Так был задан тон разговору, в котором мы жаловались друг другу на всяческие болячки и беды, но каждый раз шутливо. (15)А в конце беседы мы признались, что при всём при том мы ещё не так уж страшно стары.

(16)Когда совсем молодые люди с превосходством их силы и наивности смеются у нас за спиной, находя смешными нашу тяжёлую походку и наши жилистые шеи, мы вспоминаем, как, обладая такой же силой и такой же наивностью, смеялись когда-то и мы. (17)Только теперь мы вовсе не кажемся себе побеждёнными и побитыми, а радуемся тому, что переросли эту ступень жизни и стали немного умней и терпимей. (18)Чего и вам желаем.

* Герман Гессе (1877–1962) – немецкий писатель и художник, лауреат Нобелевской премии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector